экологическая комната в детском саду

Создание экологической комнаты в детском саду

«Создание экологической комнаты в детском саду»

Экологическое образование и воспитание дошкольников стало в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования в ДОУ является организация развивающей предметно- пространственной среды. Важно, чтобы она стала развивающей, то есть обеспечивала развитие активной самостоятельной детской деятельности.

В детском саду «Ромашка» экологическая развивающая среда до настоящего времени была организована традиционно- это Уголок природы в каждой возрастной группе с минимальным набором материалов и оборудования. Условия в группах детского сада и СаНПин не позволяют оформить уголки природы в полном объеме.

Педагоги детского сада проявили творческую инициативу и решили преобразовать традиционные уголки и расширить экологическую образовательную среду путем создания экологической комнаты. Главная особенность такой комнаты – непосредственная близость ее объектов к детям, что позволяет воспитателю организовать различные виды деятельности на протяжении всего учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями и животными, общение с ними, уход и выращивание.

Основной целью нашей работы является: обогащение эколого- развивающей среды в ДОУ посредством создания экологической комнаты.

Участники: старший воспитатель, воспитатели групп, родители (законные представители).

Комната экологии достаточно условно разделена на зоны, которые направлены на формирование у детей основ экологической культуры: «Краеведение», «Комнатные растения», «Живой уголок», «Коллекции», «Мини-Музей», «Мини-лаборатория», «Мини- огород».

Все зоны расположены по периметру комнаты, но в тоже время любой материал можно вынести в центр комнаты (чтобы организовать занятие) или взять в группу.

Левая стена комнаты оформлена как зима, правая (противоположная) как лето. Для этого продумывалось цветовое решение комнаты.Переход от зимы к лету педагоги декоративно оформили в виде разноцветных ленточек: от темно- синего до светлых желтых и зеленых тонов лета. Также ленты чем-то напоминают северное сияние.

При изготовлении декоративного панно педагоги своими силами из подручного материала (пенопласта и поролона) вырезали птиц, животных, человека, шили чум. Небо, землю и воду оформили из материи- капрон, т. к. это легкий, воздушный материал, который легко передает объем и движение.

Панно по краеведению позволяет более глубоко изучить родной край, его историю и географическое положение, климат, животный и растительный мир, народы, проживающие на территории Югры.Панно предусматривает включение воспитанников в процесс ознакомления с региональными особенностями ХМАО-Югры: птицы и животные нашего края, рыбы и растительность, местный житель и его жилище, промысел.

В зеленой зоне растения подбирали не случайно: взяли растения, произрастающие в разных условиях (светолюбивые, теневыносливые, засухоустойчивые, влаголюбивые, растения различных жизненных форм (древовидные, кустарниковые, травянистые, лианы). Для ухода за комнатными растениями и для мини-огорода подобрано безопасное оборудование.

Формировать «живой» уголок начали с аквариума.Заселили его живыми обитателями: неприхотливые рыбы, растения и улитки. С помощью аквариума можно организовать не только наблюдение,но и проводить познавательно-исследовательские занятия по темам: «кислород», «живые микроорганизмы», «свет и тепло», «растения», «улитки» и др.

Гербарий и коллекцию из природных материалов помогали собрать родители. Листья, веточки и корни деревьев, трава, кора, древесная стружка, срезы деревьев, шишки, желуди, и многое другое разложены в отдельные контейнеры и подписаны.

В мини- музей собирались поделки, сделанные своими руками на тему «Быт народов ханты и манси»: это глиняные игрушки, вышивка, изделия из бересты, украшения из бисера и фетра.

Макеты представляют 4 времени года: «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», которые можно брать при проведении занятий в группах. В изготовлении макетов принимали участие все группы детского сада и родители.

В «Мини-лабораторию» подобрали оборудование для проведения детского экспериментирования: прозрачные емкости разного объема, увеличительные стекла, цветные стекла, микроскоп, магниты, безмен, воронки и т. д.

Также в экологической комнате педагоги планируют создать зоны: «Астрономия», «Человек и природа», «Явления природы», «Полезные ископаемые».

Воспитанников детского сада познакомили с экологической комнатой через познавательно- игровые досуги, которые провели совместно со специалистами и родителями.

Создавая экологическую комнату, коллектив пришел к выводу, что данная работа не может на этом закончиться. Педагоги готовы продолжить работу по обогащению экологической развивающей среды в детском саду на участках детского сада и прилегающей территории.

ХМАО-Югра, г. Советский, МАДОУ «Детский сад «Ромашка»,

Енбаева О. С., старший воспитатель.

Создание системы музыкально-оздоровительной работы в детском саду «Создание системы музыкально-оздоровительной работы в детском саду» Автор проекта: Степанова Ирина Борисовна Музыкальный руководитель.

detsad 1687664 1553784052Создание уголка уединения в детском саду Уголок уединения и эмоциональный уголок МБДОУ д/с3 «Тополек» п. Первомайский Минераловодского района. Средняя группа Б «Золотая рыбка» Составил.

detsad 949272 1550235141Отчет по экологической акции в детском саду «Покормите птиц зимой» «Покормите птиц зимой. Пусть со всех концов, К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма Горсть одна нужна, Горсть.

detsad 472107 1566570344Создание библиотеки в детском саду Капитория – это библиотека в детском саду № 93 «Капитошка». Она у нас совсем маленькая, можно сказать малышка, ведь ей не исполнилось.

detsad 815619 1555336628Создание мини-музея «Русская изба» в детском саду «Мой дом — моя крепость!» — сказал мудрец. И был абсолютно прав. Не важно, избушка или дворец Кров дарит, теплом объяв, Под сенью тихой.

detsad 375045 1561630376Станция «Водоем» экологической тропы в детском саду На глади тихого пруда, заросшего осокой, сверкнёт падучая звезда и упадёт глубоко. Там, в глубине притихших вод, таинственно мерцая, скользит,.

Эссе на тему «Создание «экологической тропинки» в детском саду» МАДОУ Дубневский детский сад общеразвивающего вида «Полянка» г. о. Ступино Эссе на тему: Создание «экологической тропинки» в детском.

Источник

Экологическая комната в детском саду

Решая эти задачи, силами педагогов нашего ДОУ была организована и оснащена Экологическая комната

detsad 672936 1463325244

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и в то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в этом помещении. Комната экологии разделена на зоны;

Зона коллекций предназначена для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит и в качестве наглядного материала. Коллекции располагаются в специальных шкафах или на полках.

detsad 672936 1463325449

Это полезные ископаемые,природный материал

detsad 672936 1463325518

detsad 672936 1463325554

Зона библиотеки – уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания (экологические журналы)

detsad 672936 1463325583

лаборатория (пробирки, баночки, микроскоп, песок, крупы и проч. материалы для детского экспериментирования).

detsad 672936 1463325608

мини-огород,где дети сажают лук,петрушку,фасоль,горох и наблюдают и ухаживают за всходами.

detsad 672936 1463325643

Постоянно пополняется дидактический и демонстрационный материал по экологии.

detsad 672936 1463325705

detsad 372234 1455996353Макет «Комната для куклы Кати» Для изготовления макета «Комната для куклы Кати» была выбрана большая коробка из-под телевизора и оклеена простыми обоями. На макете две.

detsad 174859 1447410274Комната для моей девочки Очень долгое время я хотела оформить комнату для своей девочки, долго думала, что бы такое интересное придумать. И вот моя мечта осуществлена.

detsad 324824 1451060250Наша экологическая комната Дорогие коллеги,у всех в группах есть уголок природы, а у нас это целая комната. Хочу Вам показать её. Здесь есть аквариум. Рыбок,правда,.

detsad 46438 1448828691Тематическая комната «Петербургская гостиная» Уже много лет (а точнее 15 лет) я веду курс по дополнительному образованию дошкольников «Маленький петербуржец». Сначало это были занятия.

Проект «Комната с мебелью для пупсов» Образовательная область: познавательное развитие (интеграция ОО социально-коммуникативная, художественно-эстетическое развитие, речевое).

detsad 106530 1452788593Проект «Экологическая тропа в детском саду» (старший дошкольный возраст) В период дошкольного детства закладываются основы взаимодействия ребёнка с природой, при помощи взрослых он начинает осознавать её,как общую.

detsad 383291 1456047678Умывальная комната в детском саду Наша умывальная комната. Я работаю с детьми второй младшей группы. Младшая группа в детском саду должна быть оформлена в ярких, красочных.

detsad 184838 1453367139Экологическая акция в детском саду «Одень дерево» (фотоотчет) Доброго всем времени суток! Уважаемые коллеги спешу вам рассказать о нашей экологической акции. Наши юные экологи, готовились к этой.

Экологическая сказка для прочтения в детском саду Сказка о майском ландыше. Поздней весной, когда лес пробудился после зимнего сна и ждал приближения лета, сквозь лесную землю пробился маленький,.

Источник

Паспорт экологической комнаты детского сада

12e2680a5f5fd0c813492bd1387b27f9 Любовь Сыроваткина
Паспорт экологической комнаты детского сада

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида второй категории №42 «Рябинушка» г. Гуково Ростовской области

Авторская работа экологической комнаты осуществляется педагогами ДОУ.

Экологическая комната детского сада занимает помещение группы на 1 этаже правое крыло здания.

Экологическая комната разбита на несколько рабочих зон.Можно выделить следующие зоны:

2 зона – природные зоны (макеты, стенды, плакатный материал)

3 зона – живой уголок (животные, растения)

4 часть – зона релаксации

— Направление работы экологической комнаты :

Экологизация педагогического процесса

• Средствами Экологической комнаты осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников ДОУ;

• Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей всего живого и неживого в природе.

• формировать у детей умения и навыки по уходу за растениями и животными;

• видеть и понимать связи между явлениями;

• практически осваивать природу, создавая необходимые условия для нормальной жизнедеятельности живых организмов;

• средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства;

• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой.

Экологическая комната предназначена для воспитанников и родителей воспитанников ДОУ, где проводится НОД по образовательным областям с детьми дошкольного возраста; досуги и развлекательные мероприятия;

Непосредственное руководство практической деятельностью Экологической комнаты осуществляют воспитатели Сыроваткина Л. Ф. – руководитель кружка «Живая природа», Куляба Г. Н. – руководитель кружка «Неживая природа» назначенные приказом по ДОУ.

— Площадь Экологической комнаты составляет 63 квадратных метра.

— Организационно-методическое обеспечение Экологической комнаты ДОУ

Ежегодно (периодически) Экологическая комната пополняется пособиями, коллекциями, наглядным и демонстрационным материалом приобретенным или же изготовленным руками воспитателей ДОУ. Здесь же размещаются работы педагогов, сотрудников, совместные работы детей и родителей воспитанников.

— Содержание, оформление и назначение деятельности Экологической комнаты ДОУ

1. Экологическая лаборатория

Для подгрупповой работы с детьми в Экологической комнате детского сада оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для продуктивной и исследовательской деятельности детей. При необходимости в Экологической комнате устанавливается мультимедийное оборудование. Площадь экологической лаборатории – 21 кв. метр.

Экологическаялаборатория состоит из трех разделов:

«Коллекция перьев птиц»;

«Коллекция коры деревьев, растущих в Ростовской области»

«Коллекция разных видов стекла»;

«Коллекция растений, растущих в Ростовской области»;

«Коллекция камней и мениралов»

— Набор пробирок для экспериментов

— Штатив, горелки, сухой спирт;

— Набор емкостей для работы с сыпучими предметами;

— Набор увеличительных стекол;

— Набор стеклянных бутылочек для экспериментов;

— Набор самодельных фильтров для очистки воды

Музей природы (экспонаты, привезенные детьми и родителями из поездок)

— «Поделки из ракушек: «Медвежонок», «Кораблик», «Лебедь»

2. Природные зоны (макеты, стенды, плакатный материал):

— Макет природной зоны «Лес»;

— Макет природной зоны «Степь»;

— Макет природной зоны «Пустыня»;

— Макет природной зоны «Арктика»;

— Макет «У бабушки на подворье»;

— Макет «Мир динозавров»

«Экологическая тропа – карта схема»;

Фото выставка «Я и живая природа».

3. Живой уголок (животные, растения)

Вовлекая детей в зеленый мир комнатных растений в ДОУ в Экологической комнате собрана коллекция растений. Растения статичны и на первый взгляд детей они безжизненны. Задача взрослых – помочь детям увидеть своеобразие и тайну жизни растений, их красоту, ради которой растения и содержатся человеком у себя в доме.Для работы с растениями собрана коллекция растений разных мест обитания:

— пустыня:семейство кактусовых: алоэ, молочай, филлокактус, мамилярия, опунция, зигокактус, листовой кактус.

— тропические растения: бегонии; лилия амазонская, монстера, фикус каучуконосный, фикус пестролистный, драцена, сансевьера, сектрезия, драцена, циперус, бегония, зигокактус, колеус, монстера.

субтропические растения: мандарин, лимон диффенбахия, панданус, фуксия,плющ, аспсрагус, гибискус, кливия, папоротники, пеларгония, узамбарская фиалка, хлорофитум.

Для наблюдения за животными в Экологической комнатесодержатся рыбы в аквариуме:

Для ухода за животными созданы все условия: имеются оборудованные клетки для попугаев, аквариумы для рыб и черепахи, лейки, скребки, тряпочки, сачок, для отлова рыб, компрессор, лампа для подогрева.

Работая в Экологической комнате ДОУ дети имеют возможность отдохнуть, уединиться.Для этого имеется все необходимое:

— фонотека «Звуки леса», «Шум моря», «Шум дождя»

— естественная зелень комнатных растений;

— книги, альбомы о растениях, животных России, Ростовской области.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Путешествие по городу Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 139 Мы рады видеть Вас видеть на нашей странице.

Источник

Экскурсия в экологическую комнату

9e011e63298a4aef0eaf8cad9769d76d Елена Слободян
Экскурсия в экологическую комнату

detsad 249699 1553437562

скурсия в экологическую комнату

Экологическое воспитание детей— новое развивающее направление дошкольной педагогики, складывающееся в последнее время и сменившее традиционно представленное в программах ознакомление детей с природой. В настоящее время в педагогике появляются новые проблемы и тенденции. Человечество и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. К. Д.Ушинский утверждал: «Природа есть один из могущественных агентов в воспитании человека, и самое тщательное воспитание без участия этого агента всегда будет отзываться сухостью, односторонностью, неприятной искусственностью».

Поэтому необходимо дать детям представление о том, как живые организмы приспособлены к среде обитания, и как меняется их жизнедеятельность в зависимости от сезонных изменений. Понимание этой связи обеспечивает развитие у ребенка элементарных представлений причинности и взаимной обусловленности явлений в природе, создает основу для экологически целесообразного поведения в природе.

С этой целью для воспитанников младших групп «Карапузики» и «Курносики» была организована ознакомительная экскурсия в экологическую комнату. В нашем саду это специально оборудованное помещение сада открыло детям новый, неизведанный,удивительный мир природы и быта людей: макеты пустыни, Арктики, тропического и смешанного лесов, русской избы и множество других любопытных вещей.

На одной из полок комнаты размещены макеты птиц, на другой растения, семена и все это можно потрогать и рассмотреть совсем близко.

detsad 293273 1544342488Фотоотчет «Экскурсия в сенсорную комнату» Фотоотчет. Экскурсия в сенсорную комнату. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети проходят через адаптационный.

detsad 804210 1549444842Фотоотчёт об экскурсии «Как ребята ходили в «соляную комнату» за здоровьем» Фотоотчёт об экскурсии «Как ребята ходили в «соляную комнату» за здоровьем» 16 декабря 2018 года мы с ребятами отправились на экскурсию.

detsad 579445 1540309023Фотоотчёт об экскурсии в школьные библиотеку, музей и пионерскую комнату Получив приглашение от школы посетить школьную библиотеку, музей и пионерскую комнату, мы не стали откладывать эту экскурсию и на следующий.

detsad 1631388 1547362121Фотоотчёт «Зимняя сказка. Украшаем приёмную комнату совместно с поделками родителей и детей» Если спросить у детей, какого праздника они больше всего ждут? Они ответят Новый год. А почему? Все просто. Новый год – это волшебный праздник,.

Конспект занятия на экологическую тему «Мой чистый город» Конспект занятия на экологическую тему с детьми старшего дошкольного возраста «Мой чистый город» Программные задачи: помочь.

Конспект занятия по развитию речи «Устроим кукле Маше комнату» Тема: «Устроим кукле Маше комнату». Цели: формировать представления детей о мебели, активизировать в их речи слова, обозначающие названия.

Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками» Консультация педагогов «Как поставить спектакль на экологическую тему с воспитанниками». Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я продолжу тему.

Конспект ОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница-вода» в средней группе ОД по ФЦКМ на экологическую тему «Волшебница – вода» в средней группе. Цель: обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Познакомить.

Театрализованное представление на экологическую тему «Стрекоза и ее друзья» Театрализованное представление на экологическую тему «Стрекоза и ее друзья». Цель: Развитие интонационной выразительности речи, способности.

Источник

Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

5a1117e1181ffe465dd3408393249d61 Марина Голышева
Экологическая комната в условиях современного дошкольного образовательного учреждения

Взаимоотношения человека с окружающей средой возможно только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Начинать образование и воспитание экологической культуры необходимо с ранних ступеней детства таковыми являются семья и детский сад.

Здесь мы встречаемся с серьёзными противоречиями: между пониманием значения влияния природы для развития личности ребёнка и отдалённостью городских детей от природного окружения (дети всё меньше гуляют, больше уделяется времени компьютеру, телевидению, работе над книжкой и тетрадкой); между осознанием необходимости активного взаимодействия ребёнка с природным окружением и недостатком разработанности адекватных средств обеспечивающих такое взаимодействие.

Данные противоречия позволили определить цели и задачи работы нашего дошкольного учреждения в экологическом образовании детей.

Наряду с уголками природы, организованными в соответствии с государственными требованиями в нашем ДОУ №36 существует экологическая комната и с воспитанниками учреждения проводятся занятия экологического содержания, что возможно благодаря Федеральному закону «О дополнительном образовании» от 16 июля 2001г, согласно которому, государство обеспечивает право граждан на получение дополнительного образования, при этом «воспитанники образовательных учреждений имеют право на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» (ст. 3п. 2)

Цель: развитие экологического мировосприятия у детей и родителей

способствовать становлению целостной картины мира у детей;

создать благоприятные условия для жизнеобеспечения животных;

выбрать адекватные формы взаимодействия со всеми участниками педагогического процесса;

разработать проект программы дополнительного образования детей в условиях экологической комнаты ДОУ.

На сегодняшний день поиск эффективных путей и средств для развития детей является одной из актуальных педагогических проблем, решение которой возможно путём приобщения детей к экологической культуре. Наши исследования показали, что потребность детей в общении с миром животных очень высока, она приближается к 100%. Для родителей же особую значимость имеет развитие индивидуальных способностей ребёнка. В ходе экологического образования личность ребёнка обогащается рядом гуманистических ориентиров: пониманием ценности жизни, пониманием того, что в природе всё взаимосвязано, осознанием себя как части природы, осознанием самоценности природы, неповторимости красоты окружающего мира.

Организация пространства экологической комнаты

Для организации экологической комнаты в ДОУ выбрано большое светлое помещение. В процессе реконструкции комната претерпела следующие преобразования, нами она условнобыла разделена на два сектора: большую и малую комнаты.

В первом секторе (большая комната) располагаются крупные птицы, (попугаи Ара, Жако, курица с петухом обыкновенные, курица с петухом породы китайские шелковистые, крупные млекопитающие (кролики, мелкие грызуны (хомяки, песчанки, крысы, мыши иглистые, шиншиллы, морские свинки, дегу). В этой же комнате размещены вольеры с интересными и необычными для уголков природы животными – агути («Золотой заяц») и лесной белкой.

Во втором секторе (малая комната) располагаются мелкие птицы (канарейки, хохлатые амадины, волнистые попугаи, неразлучник розовощёкий, попугай ожереловый, перепёлки) и черепахи (болотные, красноухие, сухопутные).

Все обитатели экологической комнаты размещаются в соответствии с их биологическими особенностями и требованиями к условиям жизни. Клетки и аквариумы необходимых размеров, все животные обеспечены положенным освещением. В качестве наполнителя для клеток и вольеров используются древесные опилки. Для кормления животных применяются соответствующие сухие и сочные корма. Овощи и фрукты в зимний период, а в весенне-летний травы, произрастающие на участке детского сада. В зимний период обязательно идёт подкормка нуждающихся животных сухой травой, свежим овсом и витаминами. Дополнительным питанием служат пищевые остатки с детского стола (например, каша).

Для обеспечения безопасности функционирования экологической комнаты все крупные клетки и вольеры, а также стеллажи, на которых установлены малогабаритные клетки и аквариумы, жёстко закреплены.

Стены помещения оформлены в сдержанной природной тематике, гармонично сочетающейся с обитателями комнаты.

Большая комната украшена бассейном с фонтаном, который носит как эстетический, так и релаксационный характер, а также создаёт дополнительный микроклимат для растений экологической комнаты. Растения в свою очередь хорошо дополняют видовое разнообразие животных и предоставляют возможность для организации интересной и содержательной воспитательно-образовательной работы с детьми.Обеспечивают оздоровление микроклимата помещения: увлажняют воздух, очищают и обогащают его.

Стеллажи с клетками и вольеры располагаются по периметру помещения, освобождая центральное пространство комнаты, которое организовано для работы педагога с детьми. Два больших круглых стола обеспечивают удобное размещение подгрупп воспитанников на занятиях. Используются компактные и эргономичные стулья, которые в случае необходимости убираются.

Создано рабочее место для педагога-эколога: письменный стол-бюро с тумбами и шкаф. В тумбах и шкафу хранятся дополнительные материалы.

С ГУП «Ленинградский зоологический парк» в соответствии с договором осуществляется обмен питомцами и необходимое консультирование. Чистоту, порядок и необходимые условия для содержания обитателей комнатыобеспечивает обслуживающий персонал: помощник воспитателя буднего и выходного дня, педагог-эколог и ветеринар.

Чтобы научить детей любить и беречь растения и животных, люди, ухаживающие за ними должны обладать сами этими качествами. Благодаря общим усилиям для питомцев экологической комнаты созданы соответствующие условия, а также они ежедневно окружены любовью, заботой и необходимым вниманием.

Итак – наши преобразования обеспечили биологическое многообразие животного мира экологической комнаты, способствовали изменению характера отношений педагогов и других участников к изменениям и послужили условием обогащения среды и образов пространства учреждения.

Виды деятельности в экологической комнате

В экологической комнате были произведены преобразования и при подборе детских видов деятельности, обеспечивающих целостное и комплексное использование природно-развивающей среды в ДОУ. Ведущими мы определили деятельность познания и наблюдения, познания и исследования, познания и трудовых действий, познания и игры, познания и моделирования. Они наиболее четко отражают приоритет учреждения – интеллектуальное развитие детей.Охарактеризуем эти виды деятельности:

Наблюдая за объектами и явлениями природы в разные сезоны, за ростом и развитием живых существ, дети могут узнать, как живое приспосабливается к разным условиям среды, как изменяется природа, что помогает животным и растениям разных видов жить в определенной среде, привыкать к ее сезонным изменениям. Например, молодые ростки растений часто совсем не похожи на взрослое растение (папоротник, свекла, морковь).

Дети должны понять, что наблюдать за ростом и развитием придется долгое время. У каждого животного и растения это происходит в разные сроки. Так, щенок до возраста молодой собаки растет 6-7 месяцев, а растение фасоль от семени до семени примерно 4-6 недель. Наблюдая, дети учатся терпению.

При наблюдении необходимо выбирать способ,который расскажет о происходящем как можно больше и точнее:

— сравни, если хочешь увидеть различие и сходство объектов природы, происходящие с ними изменения

— выдели общие, наиболее значимые признаки нескольких объектов, по которым их можно отнести в одну группу

— зарисуй результаты наблюдений за ростом и развитием живого, это поможет лучше запомнить последовательности этого процесса.

Необходимо помнить,что наблюдение должно быть безопасным для природы и для детей и соблюдать следующие правила:

— сохранять связи животных и растений с окружающей средой: не уносить, не вырывать,не забирать с собой живое из природы: оно приспособилось жить там, где родилось и выросло;

— учитывать особенности физиологического и сезонного состояния живых существ;

— быть очень внимательными при общении с малышами, детенышами животных и молодыми растениями.

Используя опыты, дети могут узнать, почему изменяются условия среды в разные сезоны года (снег тает, вода превращается в лед, греет ли солнце, познакомиться с защитными свойствами снега, выяснить растет ли камешек, семечко растения и т. п.

Осуществляя исследования, необходимо помнить о уже известных детям правилах взаимодействия с живыми существами.

Во время подготовки опыта педагог должен подумать о том, что он хочет узнать с его помощью. Желательно предположить, каким будет ответ и проверить каждое предположение отдельно, выбрав подходящий способ проверки. При проведении опыта необходимо изменять условия по одному, сохраняя остальные неизмененными. Если опыт длительный, дети могут зарисовать его этапы в виде рисунков или моделей.

Дети должны обсудить с другими детьми результаты похожих опытов, подумать вместе, почему при соблюдении одинаковых условий проведения опыта получаются одинаковые результаты. Вместе со взрослыми дети могут сделать общий вывод об одинаковых свойствах ряда объектов и явлений природы (снег, собранный из разных мест участка,всегда тает в тепле: на ладони, на батарее; семена разных растений прорастают, а камни – нет и т. п.).

Трудовую деятельность детей можно направить на удовлетворение потребностей животных и растений в пище, влаге, свежем воздухе, в тепле и свете, месте для обитания. Для того, чтобы живым существам было хорошо, при уходе за ними нужно создать те условия, к которым они привыкли, учесть их индивидуальные особенности. Например, кактус поставить на солнечный подоконник и редко поливать; бальзамин убрать от прямых солнечных лучей и поливать часто. Для попугая поставить жердочки, для рыбок-сомиков положить в аквариум камешки, потому что они любят прятаться за ними. Если нет необходимых приспособлений для домика животных (хомяка, морской свинки, подумать о том,чем можно его заменить: коробка, старая варежка, глиняный горшочек и др.

Педагог использует модель выполнения ухода за живыми существами. Нужно учесть особенности растения при выборе средства для удаления с него пыли. Вместе со взрослыми дети могут принять участие в посадках и пересадках растений. Выращивая разнообразные растения, дети поймут, что рост – это длительный процесс. Надо набраться терпения, тщательно ухаживать за растущим организмом, чтобы дождаться результата. Особенно осторожно нужно обращаться с рассадой – молодыми хрупкими растениями.

Задумав вырастить животных, нужно подумать о подготовке специального места для содержания детенышей. Оно должно быть мягким, теплым, скрытым от лишних глаз. Когда маленькие появятся на свет, дети не должны торопиться заглядывать к животному, ставить корм и воду, не тревожа его. Все животные, рождая детенышей, пытаются укрыться, сохранить потомство. Дети не должны мешать им в этом.

В труде нужно соблюдать принципы гигиены своего тела. Защита организма от болезней – важная потребность живого.

В разные сезоны года можно придумать интересные игры в природе, с ее объектами. Весной и летом особенно хороши игры с водой, песком, ракушками, шишками.Зимой есть снег и зимние забавы: лепка снеговиков, игра в снежки, в хоккей, катание на лыжах, коньках и санках. Осенью можно плести венки из опавших листьев, играть с ними – это и постель для кукол и посуда. Однако нельзя срывать для игры остатки травы, в ней укрылись на зиму насекомые.

Играя,дети должны соблюдать меры предосторожности: в лесу не отходить далеко от взрослых, играть лучше на поляне; у водоема не подходить к скользкому, обрывистому берегу, чтобы не поскользнуться и не упасть в воду; нельзя играть рядом с выкопанными ямами, заполненными водой, особенно если глубина их неизвестна.

С моделями и картинками можно поиграть в разные игры: «Путаница», «Чьи это ноги», «Кто где живет», «Узнай по следу», «Подбери, кто подходит» и др.

Интересно играть с маленькими детенышами животных: котятами, щенками, морскими свинками и др. Детям нужно объяснить, что с только что родившимся животным и с новорожденным ребенком играть совсем нельзя, они могут погибнуть. В этот период им нужен только материнский уход.

Для того, чтобы поиграть с малышами, а заодно проверить знания о животных, растениях и их детенышах,можно использовать игры: «Найди маму детенышу», «С чьей ветки детки», «Найди дорожку к маме». С куклами дети могут играть в «дочки-матери», заворачивать их в лоскуточки тканей, петь колыбельные песни, кормить, катать в коляске, подражая своей маме.

С игрушками животных,искусственными растениями можно поиграть в сюжетные игры: «Зоопарк», «Ветеринарная клиника», «Зоомагазин», «Магазин цветов». Для развития сюжета можно использовать знания о том, как живые существа приспосабливаются к среде, как человек заботится о животных и растениях, и как они помогают людям.

Для моделирования нужно выделить самые главные (существенные) признаки, по которым можно объединить несколько объектов природы в одну группу, при этом пригодятся готовые модели – «звери», «птицы», «рыбы», «насекомые», «растения» и др.

Для уточнения представлений о приспособлении живых существ к природным условиям используются модели, обозначающие разные среды обитании (наземную, воздушную, водную, особенности строения и повадок живых существ для передвижения, защиты от врагов, добывания пищи в среде (строение ног водоплавающих птиц, защитная окраска животных и т. п.).

Использование моделей роста и развития живых существ (растений, животных) помогут детям лучше проследить происходящие с ними изменения. В качестве модели роста и развития человека могут быть использованы семейные фотографии. С их помощью можно выстроить последовательности роста и развития, увидеть, как менялся ребенок, как относились к нему мама, папа, бабушка и др.

Модели можно применять при составлении рассказов о природе, они помогут определить последовательность (план) рассказа. Для того, чтобы рассказ получился интересным, не похожим на другие, нужно выбирать из набора готовых моделей нужные, дополнять их, придумывая новые. Модель трудового процесса помогает при уходе за живыми существами.

Одной из интереснейших методических находок в нашей работе явилось создание в совместной деятельности с детьми «модели экологической комнаты» – уникального пособия, способствующего решению многообразных задач развития наших воспитанников. Она представлена на рисунке.

В дальнейшем, описывая модель, мы будем выделять эти задачи через функции.

отразить содержание пространства;

организовать познавательную деятельность;

уточнить представления дошкольников.

И в то же время она является:

«Модель экологической комнаты» представляет собой полотно размером 120Х83см., копирующее содержание каждого сектора. Наглядность обеспечивают детские рисунки, фотографии, паспорта на живые объекты комнаты.

«Модель» имеет вид динамического панно, обеспечивается сменность экспозиции, модель дополняется множеством картинок с объектами не живущими в ней, для того, чтобы поставить ребенка в ситуацию поиска и выбора необходимых объектов.

«Модель» может выступать как пособие для организации экологической тропинки в виртуальный мир разнообразных климатических зон. Данная «модель» должна быть доступна воспитателям в различных возрастных группах.

Ценность «модели экологической комнаты» заключается ещё и в том, что она может служить прекрасной опорой при разработке стратегии и тактики взаимодействия педагога с детьми в таких формах как интегрированное занятие, коллективный труд, самостоятельные наблюдения и т. д.

методах работы с «моделью»:

она выступает наглядным пособием для детей;

является картосхемой расположения наших живых объектов;

она позволяет организовать моделирование экологической комнаты с детьми;

выступает как пособие для развития сенсорных (ориентация в пространстве, интеллектуальных способностей (память, внимание, т. е. являются функциональным панно;

игровое пособие – «Путаница» (использование различных материалов: фото., изображений необычных животных и т. д.);

пособие, позволяющее рассмотреть нашу экологическую комнату как коллекцию живых объектов (созданы паспорта на объекты коллекции – Приложение №5); Пользуясь этим пособием у детей можно развивать умение быть экскурсоводами и разрабатывать свои экскурсионные маршруты по эк. ком. ;

данная модель выполняет функцию охранной грамоты. Она способствует осознанию ребёнком ценности живых существ (у них есть свои потребности) и формированию бережного отношения к живому (на «модели» можно делать любые перестановки, а в реальности необходимо задумываться о потребностях и самочувствии животных);

эта «модель» является оценкой нашей совместной с детьми деятельности. Здесь они (дети) отразили своё видение, свои чувства, своё отношение.

В проведенных нами наблюдениях можно увидеть эффективность и необходимость работы экологической комнаты, которая проявляется в эмоциональной отзывчивости детей, удовольствии от посещения комнаты, потребности во встрече с живыми объектами, желании ухаживать за животными, проявление индивидуальных предпочтений у всех детей, в желании поделиться своими впечатлениями с близкими и родными людьми.

Вместе с тем, экологическая комнатавыступает и центром просвещения взрослых: родителей, педагогов, социума. Знания об обитателях экологической комнаты помогают расширить представления взрослых и детей о многомерности мира. И способствует профессиональной компетентность воспитателей. Нам радостно и приятно, что в экологической комнате все участники педагогического процесса удовлетворяют свои эмоциональные, исследовательские, личностные и познавательные потребности.

Алексеева С. В. Актуальные проблемы экологического образования: сборник научных статей. / Под редакцией, СПб., СПбГУПМ, 2002.

Ананьев, Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избр. психолог.труды: В 2 т. М., 1989.

Каменская Т. В. Т. А. Шиленок. Организация экологической среды в дошкольных образовательных учреждениях как педагогическое условие развития экологической культуры детей // Экология и Образование 2001, №1 – 2.

Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном учреждении. М., 1995.

detsad 64139 1509123766ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Изменение образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС ФГОС ДО представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию Стандарт направлен на достижение следующих целей:.

detsad 943971 1515173680Фотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

detsad 1422729 1564907030Оформление территории дошкольного учреждения к летнему сезону Уважаемые коллеги,предлагаю Вашему вниманию оформление территории нашего Центра развития ребенка «Крепыш» к этому летнему оздоровительному.

Опыт работы «Обучение правилам дорожного движения в условиях детского дошкольного учреждения» В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на.

detsad 390250 1454432614Открытие нового дошкольного учреждения (фотоотчёт) Ведущая: Здравствуйте уважаемые. Сегодня мы рады видеть вас на церемонии открытия нового дошкольного учреждения. МКДОУ №34. Ведущая:.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Источник

Первый строительный портал
Adblock
detector