электрическое поле физика 8 класс

Содержание
  1. Электрическое поле
  2. Урок 27. Физика 8 класс
  3. В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
  4. Получите невероятные возможности
  5. Конспект урока «Электрическое поле»
  6. Электрическое поле
  7. Электрическое поле
  8. ОКАЗЫВАЕТ ЛИ ВЛИЯНИЕ ВОЗДУХ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЗАРЯДАМИ
  9. ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ
  10. ПОНЯТИЕ ТОЧЕЧНОГО ЗАРЯДА
  11. СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ
  12. Физика. 8 класс
  13. Открытый урок по теме «Электрическое поле» (8-й класс)
  14. 1. Проверочная работа по карточкам (см. приложение 1)
  15. 2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”
  16. 3. Работа у доски
  17. 4. Проверка кроссворда (рис.2)
  18. 5. Постановка задачи урока
  19. 6. Ученики рассказывают приготовленные доклады.
  20. 7. Основной материал.
  21. Демонстрация взаимодействия заряженных тел
  22. Демонстрация электрических спектров
  23. 8. Закрепление материала.
  24. 9. Домашнее задание.
  25. Презентация по физике на тему «Электрическое поле» (8 класс)
  26. Дистанционное обучение как современный формат преподавания
  27. Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации
  28. Современные педтехнологии в деятельности учителя
  29. Оставьте свой комментарий
  30. Подарочные сертификаты

Электрическое поле

Урок 27. Физика 8 класс

20210413 vu tg sbscrb2

27

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

20210706 unblock slide1

20210706 unblock slide2

20210706 unblock slide3

Конспект урока «Электрическое поле»

Мы уже познакомились с взаимодействием наэлектризованных тел. Следует заметить, что такие тела взаимодействуют не только при соприкосновении, но и на расстоянии, просто такое взаимодействие слабее.

image001

Можно, конечно, предположить, что они взаимодействуют через воздух, подобно тому, как через него может передаваться тепло. Однако, опыты говорят о том, что наэлектризованные тела взаимодействуют и в безвоздушном пространстве.

Тщательным изучением электрических явлений занимались Джеймс Максвелл и Майкл Фарадей, которые и сформулировали основные законы, описывающие электрические явления. Они установили, что каждое наэлектризованное тело оказывает электрическое влияние на тела, находящиеся вокруг. Это влияние ослабляется по мере того, как увеличивается расстояние от наэлектризованного тела.

image002

Здесь мы подошли к очень важному понятию в физике — понятию поля. Итак, каждое наэлектризованное тело окружено собственным электрическим полем, которое материально, однако, не является веществом.

На прошлом уроке мы наблюдали явление взаимодействия зарядов. Причем, сила такого взаимодействия характеризовалась степенью заряженности. Очевидно, что более мощный заряд имеет более сильное электрическое поле. Если в поле одного заряда внести другой заряд, то поле начнёт действовать на него с той или иной силой. Эта сила называется электрической силой. Более того, другой заряд тоже обладает собственным электрическим полем, и, в свою очередь, начнёт действовать на первый заряд.

Поскольку человеческий организм устроен так, что люди неспособны чувствовать электрические поля (если только эти поля не обладают огромной силой). Обнаружить электрическое поле можно только когда оно начнёт действовать на внесённый в него заряд.

Источник

Электрическое поле

Конспект по физике для 8 класса «Электрическое поле». ВЫ УЗНАЕТЕ: Что такое электрическое поле. Каковы основные свойства электрического поля. Как можно графически изобразить электрическое поле.

Электрическое поле

Многочисленные опыты по притяжению или отталкиванию заряженных тел свидетельствуют о том, что электрически заряженные тела взаимодействуют на расстоянии. Но остаётся неясным вопрос о том, как именно одно заряженное тело воздействует на другое.

ОКАЗЫВАЕТ ЛИ ВЛИЯНИЕ ВОЗДУХ НА ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ЗАРЯДАМИ

Мы вправе задать вопрос: нет ли между заряженными телами какой-либо материальной связи, например невидимых нитей или элементов среды, посредством которых осуществляется взаимодействие? Может быть, здесь главную роль играет воздух, находящийся между заряженными телами? Для проверки обратимся к опыту. Поместим под колокол воздушного насоса заряженный электроскоп и выкачаем из-под него воздух. В безвоздушном пространстве лепестки электроскопа отталкиваются так же, как и в воздушной среде. Следовательно, воздух не является посредником, осуществляющим взаимодействие между заряженными телами.

ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

Великий английский физик Майкл Фарадей впервые выдвинул идею, что электрически заряженные тела не действуют друг на друга непосредственно. Каждое из них создаёт в окружающем пространстве электрическое поле.

Понятие поля в современной физике занимает одно из центральных мест. Электрическое поле — это особый вид материи, оно непрерывно в пространстве и оказывает воздействие на другие заряды. По мере удаления от заряда, создающего поле, действие поля ослабевает.

Электрическое поле, как и электрический заряд, можно изучать через его взаимодействие с окружающими телами. Действие электрического поля можно обнаружить, если поместить в это поле какое-либо заряженное тело.

Окончательное развил идеи Фарадея и создал теорию электромагнитных явлений английский учёный Дж. Максвелл.

Идея прямого взаимодействия тел была впервые использована Ньютоном при формулировке закона всемирного тяготения. В учении об электричестве вначале также возникла теория прямого действия на расстоянии через пустоту (теория дальнодействия). Эксперименты подтвердили правильность гипотезы Фарадея, бывшего противником теории дальнодействия.

ПОНЯТИЕ ТОЧЕЧНОГО ЗАРЯДА

Мы уже знаем, что носителем элементарного заряда является электрон. Он входит в состав атомов, из которых построены тела.

Проведём аналогию с задачей о движении тела, для удобства описания которого мы вводили понятие точки и далее говорили о траектории точки, скорости точки и т. п. При изучении электрических явлений и их описании вводится понятие точечного заряда, т. е., говоря о взаимодействии заряженных тел, мы будем рассматривать взаимодействие точечных зарядов.

Итак, точечным зарядом называют заряженное тело, размерами которого можно пренебречь.

СИЛОВЫЕ ЛИНИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ПОЛЯ

Наши представления о свойствах электрического поля складываются на основе опытов по взаимодействию заряженных тел.

Главное свойство электрического поля — способность действовать на отдельные заряженные частицы (электроны, ионы, протоны) и на электрически заряженные тела с некоторой силой. Основные характеристики поля можно установить, изучив его действие на точечный (пробный) заряд.

Для наглядности электрическое поле принято изображать при помощи так называемых силовых линий.

Силовые линии поля точечного заряда начинаются на положительном заряде и выходят из него. При этом каждая силовая линия заканчивается на отрицательном заряде.

Изображение электрического поля при помощи силовых линий позволяет наглядно представить степень воздействия поля на заряд: чем гуще силовые у линии, тем сильнее поле действует на заряд.

Силовые линии электрического поля можно наблюдать на опыте. Если мелкие кусочки шерсти насыпать на стеклянную пластинку и поместить её над заряженным телом, то кусочки шерсти под действием электрического поля переориентируются. Они расположатся вдоль силовых линий электрического поля.

2019 10 29 18 12 34

Силовые линии нигде не пересекаются. Это показано на примере поля двух одноименных точечных зарядов и двух разноимённых.

Майкл Фарадей (1791—1867) — английский физик и химик, основоположник учения об электромагнитном поле.

Джеймс Клерк Максвелл (1831 — 1879) — английский физик, создатель классической электродинамики, один из основателей статистической физики.

Вы смотрели Конспект по физике для 8 класса «Электрическое поле».

Источник

Физика. 8 класс

Тип урока – урок развивающего контроля.

— сформировать у учащихся умения реализации новых способов действия;
— повторить теорию строения атомов, модели строения атомов;
— повторить понятие электризации тел, электрического заряда;
— развивать логическое мышление, воспитывать интерес к физике.

Формирование УУД (универсальных учебных действий):

— поиск и выделение новой информации по теме;
— нахождение ответов на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
— построение логической цепи рассуждений;
— умение переносить и применять знания по данной теме в новых условиях;

— умение ориентироваться в своей системе знаний;
— оценивать правильность выполнения действия;
— умение корректировать действие после его завершения;
— высказывать свое предположение;
— развитие контроля и самоконтроля;

— умение оформлять свои мысли в письменной форме;

— способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
— развитие логического мышления;
— развитие памяти, наблюдательности, внимания;
— расширение кругозора учащихся.

формирование целостной научной картины мира,

формирование первоначальных представлений о физической сущности электромагнитных явлений.

формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; в том числе в информационной деятельности;

— овладение навыками самостоятельного приобретения знаний и умений, организации учебной деятельности, планирования, самоконтроля и оценки;
— Организационный этап

Выполняется упражнение на соответствие картинки и надписей и формулируется тема урока.

— Объяснение нового материала

Значение электричества в жизни современного общества чрезвычайно велико. При помощи него работает телефонная связь, телевидение и большинство устройств дома.

На этом занятии мы попытаемся обобщить и систематизировать все сведения, полученные ранее об электрических явлениях.

Пер­вые на­блю­де­ния элек­три­че­ских яв­ле­ний от­но­сят к 5–6 в.в. до н. э. Счи­та­ет­ся, что Фалес Ми­лет­ский впер­вые про­на­блю­дал элек­три­че­ское вза­и­мо­дей­ствие тел. Натирая янтарь мехом, он обнаружил что мелкие тела при­тя­ги­ваются к ян­та­рю без объ­яс­ни­мой на то время при­чи­ны. Это и при­ве­ло к воз­ник­но­ве­нию слова «элек­трон» и по­ня­тию «элек­три­че­ский». Вскоре ученые пришли к выводу, что в природе существует только два вида зарядов, их условно назвали положительными и отрицательными.

Они между собой взаимодействуют определенным образом:

– од­но­имен­ные за­ря­ды от­тал­ки­ва­ют­ся;

– раз­но­имен­ные за­ря­ды при­тя­ги­ва­ют­ся.

Каков же самый маленький электрический заряд? На этот вопрос ответили ученые Иоффе и Мил­ли­ кен. Они неза­ви­си­мо друг от друга с по­мо­щью опре­де­лён­ных при­бо­ров су­ме­ли опре­де­лить заряд элек­тро­на – мель­чай­шей ча­сти­цы, до ко­то­рой можно де­лить элек­три­че­ский заряд. Все осталь­ные за­ря­ды крат­ны за­ря­ду элек­тро­на (то есть де­лят­ся на него без остат­ка). В ре­зуль­та­те опы­тов Иоф­фе-Мил­ли­ке­на стал из­весте­н заряд и масса элек­тро­на. Впоследствии, стало понятно, что при соприкосновении двух тел электрический заряд может частично переходить с заряженного тела на незаряженное. Помимо всего прочего, все вещества стали делить по степени проводимости электрических зарядов: на проводники и диэлектрики. Немного позднее ученые определили, как рас­по­ло­же­ны элек­три­че­ские за­ря­ды внут­ри ве­ще­ства.

Ан­глий­ский учё­ный Эр­нест Ре­зер­форд про­вёл опыт, ко­то­рый поз­во­лил уста­но­вить, что атом – некое по­до­бие пла­не­тар­ной си­сте­мы. В цен­тре атома рас­по­ло­же­но мас­сив­ное ( подобно Солнцу), по­ло­жи­тель­но за­ря­жен­ное ядро, а во­круг ядра по своим ор­би­там дви­жут­ся элек­тро­ны ( подобно планетам).

Ответ прост- взаимодействие осуществляется посредством электрических полей, которое изображают с помощью силовых линий, чем они гуще, тем поле сильнее.

Она бывает как полезной, так и вредной.

— Закрепление нового материала.

Выполнение упражнений для закрепления нового материала.

Выполнение упражнений для контроля понимания нового материала.

Источник

Открытый урок по теме «Электрическое поле» (8-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 8

Цель урока: Сформировать представления учащихся об электрическом поле и его свойствах. Отработать понятия: электризация тел, электрический заряд, взаимодействие зарядов, два вида электрических зарядов.

Тип урока: комбинированный

Формируемые умения: наблюдать, сравнивать, анализировать

1. Проверочная работа по карточкам (см. приложение 1)

Каждому ученику раздаются карточки по вариантам. Через 3 минуты откладывают ручки и передают для проверки работу своему соседу. На доске записываются ответы. Ученику ставят себе оценку по определенной шкале.

Ответы: Вариант 1: А, В, А, А, В. Вариант 2: Б, Б, Б, Б, Б.

2. Фронтальный опрос по теме “Электроскоп. Проводники и непроводники электричества”

3. Работа у доски

На доске нарисованы рисунки взаимодействия зарядов (рис. 1). Необходимо определить знак шарика со знаком вопроса.

img1

Учитель: Мы повторили изученный материал. А для того, чтобы узнать новую тему, проверим домашнее задание. На дом был задан кроссворд. (На доске нарисован кроссворд) Проверим, что у вас получилось.

4. Проверка кроссворда (рис.2)

img2

Один из примеров конвекции воздуха в огромных масштабах (ветер).

Ключевое слово ЭЛЕКТРИЧЕСКОЕ ПОЛЕ

5. Постановка задачи урока

Механическое действие тел друг на друга происходит или при непосредственном соприкосновении тел (например, при ударе шариков друг о друга), или при наличии между ними какого-либо материального посредника (при буксировке одного автомобиля другим).

Вопрос классу: Какое третье тело здесь участвует? (Трос)

Во всех случаях, когда между взаимодействующими телами нет контакта, можно обнаружить такое “третье тело”, которое являясь посредником, передает действие от одного тела к другому, причем действие передается с конечной скоростью. Например, действие звучащего тела на барабанную перепонку уха передается через воздух с конечной скоростью (скорость звука).

Совсем другое дело – взаимодействие электрических зарядов. Заряженные тела действуют друг на друга, хотя на первый взгляд нет никакого посредника между ними. Так как электрическое взаимодействие происходит не только в воздухе, но и в вакууме.

Изучением взаимодействия электрических зарядов занимались английские физики Майкл Фарадей и Джеймс Максвелл. У нас имеется небольшая информация об этих ученых.

6. Ученики рассказывают приготовленные доклады.

7. Основной материал.

Выводы, сделанные этими великими учеными, заключался в том, что вокруг заряженных тел существует среда, посредством которой и осуществляется электрическое взаимодействие. Пространство, окружающее один заряд, воздействует на пространство, окружающее другой заряд и наоборот. Посредником в этом взаимодействии будет являться электрическое поле.

Электрическое поле – это особый вид материи, отличающийся от вещества [1]. (Определение записывается под диктовку учителя). То есть, это форма материи, посредством которой осуществляется электрическое взаимодействие заряженных тел.

Наши органы чувств не воспринимают электрическое поле (например, мы не можем его потрогать). Но оно окружает любое заряженное тело и соответственно проявляет себя по действию на заряженное тело.

Главное свойство электрического поля заключается в его способности действовать на электрические заряды с некоторой силой.

Сила, с которой электрическое поле действует на внесенный в него электрический заряд, называется электрической силой [1]. (Определение ученики записывают под диктовку)

Демонстрация взаимодействия заряженных тел

Оборудование: гильза из фольги на шелковой нити закрепляется на штативе, стеклянная или эбонитовая палочка, шерсть или шелк.

Когда мы подносим заряженную палочку к заряженной гильзе (заряд которой такой же, как у палочки), то наблюдаем отталкивание гильзы.

Вопрос классу: Какой вывод мы можем сделать? (Электрическое поле обнаруживалось по его действию на заряд на гильзе)

Вопрос классу: А вокруг заряженной гильзы существует электрическое поле? (Да, и оно действует на палочку)

Основной вывод: Вблизи заряженных тел действие поля сильнее, а по мере удаления от них поле ослабевает.

Демонстрация электрических спектров

Оборудование: султанчики, высоковольтный преобразователь “Разряд”.

А теперь с помощью султанчиков посмотрим спектры электрических полей.

Подсоединим султанчики к прибору “Разряд”. Сначала один к “+”, а другой к “-”. Посмотрим как они взаимодействуют друг с другом.

Вопрос классу: Какой вывод можно сделать? (Лепестки султанчиков притягиваются друг к другу, так как разноименные заряды притягиваются)

Чем ближе подносим друг к другу, тем больше взаимодействие (рис. 3).

img3

А теперь присоединим оба султанчика к одному заряду и опять начнем подносить их друг к другу.

Вопрос классу: Что мы видим? (Они отталкиваются друг от друга, так как разноименные заряды отталкиваются) (рис. 4).

img4

(Оба рисунка зарисовываются в тетрадях)

В обоих случаях ленточки султанчиков располагаются вдоль силовых линий электрического поля – то есть вдоль линий, касательные к которым в каждой точке поля совпадают с вектором силы, действующей со стороны поля на помещенный в эту точку заряд.

Другие свойства и виды силовых линий мы посмотрим по видеоматериалу [2].

8. Закрепление материала.

9. Домашнее задание.

1. Перышкин А.В. Физика. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., доп. – М.: Дрофа, 2006. – 191.

2. Сборник демонстрационных опытов для средней общеобразовательной школы. Электростатика. Свойства силовых линий. Телекомпания СГУТВ, 2006.

Источник

Презентация по физике на тему «Электрическое поле» (8 класс)

presentation bg

Описание презентации по отдельным слайдам:

«Электрическое поле. Действие электрического поля на заряды»

Электрическое поле В пространстве вокруг электрического заряда существует электрическое поле. Электрическое поле можно изобразить графически с помощью силовых линий электрического поля, которые имеют направление. Электрическое поле Электрическое поле положительного заряда. отрицательного заряда. Электрическое поле двух разноименных зарядов Электрическое поле четырех электрических зарядов

Силовые линии электрического поля для графического изображения электрического поля; силовые линии поля начинаются на положительном (+) и заканчиваются на отрицательном (–) заряде;

Графическое изображение электрических полей Картина силового поля для системы из двух разноименных зарядов: Электрическое поле между двумя параллельными разноименно заряженными пластинами:

Линии напряженности электрического поля Воображаемые линии, касательные к которым в каждой точке совпадают с направлением напряженности электрического поля, называются силовыми линиями или линиями напряженности электрического поля.

Свойства силовых линий электрического поля Густота линий пропорциональна модулю напряженности. Силовые линии непрерывны. Начинаются на положительных зарядах и оканчиваются на отрицательных зарядах. Силовые линии не пересекаются.

Опытный факт Опыты доказывают, что заряженные тела взаимодействуют на расстоянии. Возникло предположение, что между телами находится некоторое вещество, посредством которого происходит взаимодействие.

Самым большим научным достижением Максвелла считается созданная им в 1860–65 гг. теория электромагнитного поля. Он сформулировал её в виде системы уравнений (уравнения Максвелла), описывающих основные закономерности электромагнитных явлений. Также Максвелл пришёл к выводу, что свет является электромагнитной волной и показал связь между оптическими и электромагнитными явлениями.

Основные труды Фарадея относятся к электричеству и магнетизму. В 1821 г. он создал первую модель электродвигателя. В течение последующих 10 лет Фарадей занимался исследованием связи между электрическими и магнитными явлениями. Используя огромный экспериментальный материал, он доказал тождественность известных тогда видов электричества: «животного», «магнитного», термоэлектричества, электричества, возникающего от трения, гальванического электричества.

Близкодействие и действие на расстоянии Дальнодействие: действие осуществляется без участия какого бы то ни было посредника и мгновенно передается от одного тела к другому. Близкодействие: всякое действие от одного тела к другому передается с конечной скоростью от точки к точке через среду, которую мы не наблюдаем.

Теория близкодействия (М.Фарадей,1791 – 1867) Неподвижный заряд, q1 Создает Действует на Электрическое поле, Электрическое поле, Е1 Е2 Действует на Создает Другой заряд, q2

Вокруг заряда существует эл. поле. Оно создаётся только эл. зарядом, существует в пространстве, окружающем заряд и неразрывно с ним связано. Электрический заряд и электрическое поле не могут существовать друг без друга. Эл. поле действует на внесённый в него электрический заряд с определённой силой.

Электрическое поле заряда действует с некоторой силой F эл на всякий другой заряд, помещенный в поле данного заряда. Сила с которой электрическое поле действует на внесенный в него заряд, называется электрической силой. Она направлена всегда вдоль силовых линий электрического поля. Действие электрического поля зависит от расстояния, чем меньше расстояние до заряда, образующего поле, тем сильней действие поля (тем больше электрическая сила).

Электрическое поле неподвижных зарядов называется электростатическим. Оно не меняется со временем.

Электрическое поле неподвижных зарядов называется электростатическим. Оно не меняется со временем. Характеристикой электрического поля является напряженность электрического поля. Напряжённость электрического поля на рисунке можно показать с помощью силовых линий.

Принцип суперпозиции полей: если в данной точке пространства различные заряженные частицы создают электрические поля, напряжённости которых: Е1, Е2, Е3, Е4 … то результирующая напряжённость равна

placeholder

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

placeholder

Курс профессиональной переподготовки

Физика: теория и методика преподавания в образовательной организации

placeholder

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

a loader

Номер материала: ДБ-186280

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

placeholder

Студенческие кампусы появятся в восьми регионах России до конца 2025 года

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Больше половины самых конкурентоспособных школ в России находятся в регионах

Время чтения: 4 минуты

placeholder

В Минобрнауки установили минимальные баллы ЕГЭ в вузы на следующий год

Время чтения: 1 минута

placeholder

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

placeholder

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

placeholder

Счетная палата предложила ежегодно выплачивать к школе 20 тысяч рублей

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Первый строительный портал
Adblock
detector