эйгер гора северная стена

Генрих Харрер. БЕЛЫЙ ПАУК. История первопрохождения Северной стены Айгера.

Сегодня, ровно 71 год назад, 21-го июля, в 2 часа ночи Генрих Харрер и Фриц Каспарек вышли на штурм еще не покоренной Северной стены Айгера.

Лавина на Айгере. Фото Lawrie Brand

31980 670

31981 670

ПРЕДИСЛОВИЕ

ЭЙГЕР. Северная стена.

Не ходи на Эйгер, папа, не ходи туда…
Старая песенка.

Северная Стена Эйгера – Eigernordwand – мечта многих альпинистов на протяжении более, чем полувека. Стена, на которой заявляли о себе, как о восходителях Лионель Террай, Герман Буль, Кристиан Бонингтон и Райнхольд Месснер. Эта стена, как магнитом, тянула к себе и признанных грандов мирового альпинизма и зелёных новичков, мечтавших об эффектном восхождении.

В июне 1950 года французская экспедиция спешным темпом, пытаясь обогнать муссон, спускалась с Аннапурны. Врач Жак Удо ампутировал Морису Эрцогу одну фалангу за другой, а покоритель первого восьмитысячника и будущий национальный герой Франции плакал. Не от боли, а от обиды – он никогда не сможет пройти Эйгернордвэнд, а ведь он так мечтал об этом!

Далее историю покорения Северной стены смотреть у Севыча здесь.

БЕЛЫЙ ПАУК.

Генрих Харрер.

Перевод Елены Дащенко (Ибрагим-заде) и Виталия Томчика.

Генрих Харрер

31982 670

Северная стена Айгера.

31983 670

Повесть Г.Харрера и массу материалов и фото о Северной стене читайте здесь

Но, надеюсь, с вашей помощью, мы придем к согласию и доведем рассказ до совершенства:-))

Выложить повесть собственно на РИСКе у меня не хватило духа, я на свой сайт её неделю загонял и 26 раз редактировал. И еще предстоит:-))

Источник

Северная стена Эйгера: в гостях у Людоеда

grey

Столь ли важны цифры, когда речь идет о впечатлениях? Но путешествие к знаменитой горе Эйгер в Бернских Альпах не обойдется без точных данных. Продолжение истории про летнее путешествие по Швейцарии.

Из Венгена есть два пути к Эйгеру. Первый и самый простой – сесть на городской станции в уютный ретро-поезд и отправиться в путешествие по железной дороге «Юнгфраубан» к так называемой «Вершине Европы» – горе Юнгфрау, точнее, к обсерватории «Сфинкс», расположенной на высоте 3571 м. Именно этот маршрут выбирают 99% процентов туристов, приезжающих в Венген. Стоит недешево, и даже единый «мультипаспорт» SWISS PASS тут не работает – в любом случае, надо покупать специальный билет за 160 евро (туда-обратно). Путь из Венгена до вершины занимает примерно полтора часа.

IMG 9372

Второй вариант, хотя и не обещает попадания на раскрученную «крышу Европы», но гораздо бюджетнее и в разы интереснее. Это подъем на канатной дороге «Венген-Маннлихен» на высоту 2343 метра и последующая многочасовая прогулка высоко в горах с пешим возвращением в Венген.

Нетрудно предположить, какой вариант выбрали мы!

IMG 9764

Ранним утром гондола канатной дороги бесшумно подняла нас вверх, явив чудесный вид на оставленный нами городок и долину Лаутербруннен.

IMG 9188

Если оказаться на горе Маннлихен в туманную погоду, то увидишь немногое. Плотная, как покрывало, облачность скрывает соседние горы и долины. Желто-зеленые склоны практически лишены крупной и средней растительности – ни куста, ни деревца. Воздух тут наполнен вкусом горных трав и снега. Чувствуешь, где-то рядом Большие Горы.

IMG 9225

IMG 9234

IMG 9236

IMG 9237

Мирно пасутся коровы, бороздят небо винтажные кабинки канатной дороги, похожие на бусинки красной по осени рябины.

IMG 9206

IMG 9204

IMG 9287

Облачная вата играет со зрителем в игру, то открывая на мгновения, то вновь закрывая от взглядов фрагменты окружающих пейзажей.

grey

Где-то там, за туманами, в долине лежит еще один высокогорный город-курорт – Гриндельвальд.

grey

Прогулка продолжается по живописному траверсу, с одного из поворотов которого открывается туманный вид на цель нашего путешествия – гору Эйгер (она же Айгер) высотой 3970 м.

grey

grey

Наряду с расположенными по соседству горными пиками Юнгфрау (4158 м) и Менх (4107 м), Эйгер – один из символов Швейцарии.

grey

grey

Монументальная и будоражащая красота этой горы скрывает в себе драматичное, кровавое прошлое. За последние 80 лет здесь погибло свыше шести десятков альпинистов. Неслучайно название Эйгер произошло от слова «огр», или «людоед». Чем же Эйгер так притягивает смельчаков, и почему он так опасен?

Северная стена Эйгера, она же «Стена Смерти» – уникальный географический объект.
Это самая большая северная стена в Альпах. Перепад высот тут составляет 1800 метров, при среднем уклоне в 75 градусов. Путь по покрытым натечным льдом каменным плитам происходит через отвесные участки и ледяные поля. На стену практически не попадает солнечный свет, поэтому даже летом тут очень холодно.

grey

Прибавьте к этому постоянные лавины и камнепады, а также быстро меняющуюся погоду, и вы поймете, почему до середины тридцатых годов прошлого века никто из альпинистов не рассматривал всерьез возможности восхождения по северной стене Эйгера.

grey

Первыми на подъем решились немецкие альпинисты Вили Бек и Георг Лёвингер, которые 17 июля 1934 года вышли на маршрут. Увы, за два дня они смогли достичь лишь высоты в 2900 м, и после падения одного из участников вынуждены были прервать восхождение. Бедолаг спасали через панорамные окна железнодорожного тоннеля.

grey

grey

Чтобы лучше понимать, зачем альпинисты шли на такой риск: в те годы в предвоенной Германии взятие Северной стены означало примерно то же самое, что первый полет в космос десятилетиями позже. Первопроходцы обрели бы героическую славу. Решив, что им нечего терять, 21 августа 1935 года баварские альпинисты Карл Мерингер и Макс Зедльмайер вышли из лагеря у подножия горы и приступили к подъему. Через три мучительных дня штурма альпинисты скрылись из поля зрения телескопов многочисленных наблюдателей в охватившей гору сильной метели. Больше никто не видел спортсменов живыми.

Тела Мерингера и Зейдльмаера обнаружили с самолета только через три недели на верхней части второго ледового поля – это место после получило название «Бивуак смерти». Людоед начал свое чудовищное пиршество.

Следующая попытка восхождения была предпринята только в следующем году. Группа из десяти альпинистов из Австрии и Германии стала лагерем у подножия Эйгера. Спортсмены намеревались наконец-таки перехитрить непокорного Людоеда. Никто из них не предполагал, что все продолжится, словно в страшном сне.

Во время тренировочного подъема погибает один из альпинистов. Погода стремительно портится. В итоге на подъем решаются только две двойки в составе немцев Андреаса Хинтерштойсера и Тони Курца и австрийцев Эдди Райнера и Вилли Ангерера. В процессе сложнейшего подъема в результате камнепада Анегерер получает серьезную травму головы, но, не подав вида, продолжает подъем. Также обнаруживается, что лавиной со скалы сорвало заброску – поднятый во время тренировочных подъемов рюкзак с «кошками».

Восхождение продолжается еще два дня, после чего становится очевидно, что травма Ангерера очень серьезна – больше двигаться самостоятельно он не может, становясь непосильной ношей для товарищей. Проклиная друг друга и жестокую судьбу, спортсмены решают вернуться. Увы, у Людоеда были свои планы. Эти трагичные события легли в основу немецкого фильма Nordwand (Северная Стена) вышедшего в 2008 году.

Первое удачное восхождение было осуществлено лишь в конце июля 1938 года. Тогда вершина была покорена немецко-австрийской группой альпинистов, состоявшей из Генриха Харрера, Андерля Хекмайра, Фритца Каспарека и Людвига Верга.

Фашистская пропаганда преподнесла это как символ присоединения Австрии к Германии, которое состоялось незадолго до этого, 13 марта 1938 года. Альпинисты стали национальными героями Третьего рейха.

С годами альпинисты совершенствовали свою технику, а производители – экипировку. Счет покорителей Северной Стены пошел на десятки. При этом существенно увеличилась и скорость подъема – если первое успешное восхождение заняло несколько дней, то уже в 1974 году легендарный Райнхольд Месснер поставил рекорд скорости восхождения в 10 часов. Нынешний рекорд, установленный Даниэлем Арнольдом в 2011 году, составляет 2 часа 28 минут.

Тем не менее, и сегодня восхождение на Эйгер считается серьезным достижением.

Имена погибших альпинистов написаны на камнях, лежащих по периметру искусственного озера на перевале под Эйгером. Там же расположен небольшой музей.

grey

Рядом находится железнодорожная станция Клайне Шайдег (высота 2061 м) – традиционное место остановки туриста по пути к вершине Юнгфрау. Здесь можно покушать в ресторане или кафе, приобрести сувениры (чуть дороже, чем внизу, в Венгене).

grey

В Клайне-Шайдег расположены дорогие отели, те самые, с балконов которых состоятельные буржуа и журналисты наблюдали в бинокли и телескопы за альпинистами-первопроходцами.

Старинные железнодорожные составы – родом из сороковых-пятидесятых годов прошлого века. Удивительно, но они по-прежнему исправно возят туристов.

grey

Билет на «Вершину Европы» для собаки ростом в холке более 30 см стоит половину от взрослого тарифа, т.е. примерно 80 евро. Но это не повод отказывать своему питомцу в удовольствии побродить по горам! Не исключено, впрочем, что это служебная собака противолавинной службы – для них путешествие на поезде абсолютно бесплатно.

grey

В Клайне-Шайдег можно попасть по двум железнодорожным веткам – из Венгена и из Гриндельвальда. Чтобы ехать дальше, нужно сделать пересадку на железную дорогу «Юнгфраубан».

grey

Традиционный двухрельсовый путь сменяется трехрельсовым – добавляется центральный зубчатый рельс. Это необходимо, ведь угол наклона путей линии «Юнгфраубан» местами достигает 25 градусов.

grey

grey

grey

В тоннеле находится станция «Эйгервэнд». Здесь из пробитых в скале панорамных окон можно выглянуть на холодную и смертельную Северную стену на высоте 2865 м.

Конечная станция «Юнгфрауйох» находится под землей на высоте 3454 м, по праву считаясь самой высокогорной железнодорожной станцией в Европе. По соседству располагаются роскошные рестораны и обсерватория «Сфинкс».

grey

grey

С панорамной смотровой площадки открывается прекрасный вид на окрестные горы и самый большой в Европе Алетчский ледник протяженностью более 20 километров.

grey

Впрочем, увидеть Алетчский ледник нам не случилось – во время нашей прогулки вершина Юнгфрау была скрыта облаками, наверх мы не поехали. Вместо этого мы направились пешком по тропе к леднику Эйгерглетчер, о чем ни чуточки не пожалели.

grey

grey

grey

Этот маршрут знаменит своими невероятными видами. Также эта тропа является частью ежегодного марафона Юнгфрау – соревнований по горному бегу.

grey

grey

grey

grey

grey

Путь к леднику размечен в том числе такими пирамидками – «турами».

grey

Ледник Эйгера – одновременно внушительное и печальное зрелище. С каждым годом его размер стремительно уменьшается, и по прогнозам ученых, через 10-15 лет он полностью исчезнет. Но горы останутся стоять.

grey

grey

grey

grey

Развернувшись у начала железнодорожного тоннеля через Эйгер, мы отправились в обратный путь.

grey

grey

Расположенная над Клайне-Шайдег горная хижина на самом деле – экспонат, демонстрирующий устройство горного приюта. Рядом на большом камне висят веревки, карабины и крючья различных эпох, чтобы каждый желающий мог убедиться, насколько более совершенным с годами стало снаряжение для альпинизма.

grey

Стоит повернуть голову в другую сторону – и вот она, альпийская идиллия, словно из рекламы швейцарского шоколада. Счастливые коровы пасутся в океане ярких горных цветов.

grey

grey

grey

Петляя по разноцветным горным склонам, тропа вскоре вышла на место расположения знаменитой горнолыжной трассы Лауберхорн.

grey

Добраться до финиша Лауберхорна по силам далеко не каждому спортсмену. Эта трасса является самой быстрой (до 158 км.ч.) и самой длинной (4260м) трассой скоростного спуска в мире.

grey

Спуск занял около полутора часов. Всего за день мы «нагуляли» 18 километров.

grey

grey

grey

grey

grey

grey

grey

grey

Бернские Альпы столетия вдохновляли писателей, поэтов и художников. «Манфред» Байрона, «Хайди» Такахата Исао – эти и многие другие произведения искусства пытались описать невероятную красоту здешних мест. Но истинный масштаб понимаешь, лишь стоя у подножия горы-людоеда.

Источник

Первый строительный портал
Adblock
detector